Понятия маржи и маржинальности незаменимы во многих экономических процессах: они позволяют описать эффективность бизнеса, проанализировать потенциал роста в трейдинге и оценить надежность кредитной организации в банковском деле. Как и в каждом многозначном понятии, для начала нужно определиться, в какой именно сфере будет применяться тот или иной термин.
Если говорить о бизнесе, что здесь понятия маржи и маржинальности имеют наиболее четкое «физическое» проявление. Разберем подробнее, что такое маржинальность и как она связана с созвучными понятиями? Для начала нужно определиться с маржой, так как именно она является отправной точкой в дальнейших расчетах и работе с понятийным аппаратом.
Маржа – это разница между ценой товара/услуги (выручкой) и себестоимостью (с учетом всех переменных расходов). При этом под переменными расходами понимают те, без которых невозможно получить выручку. К ним относят все, что зависит от объема продаж и одновременно влияет на него: закупку расходников (или товара для перепродажи), траты на хранение, доставку, упаковку, выплаты процентов менеджерам и продавцам и прочее.
Маржа считается либо в процентах, либо в денежных единицах. Второй вариант предпочтительнее использовать в национальной валюте. Так, российским бизнесменам наиболее логично считать маржу в рублях. При определении маржи важно грамотно оценить переменные расходы, для чего пользуются услугами консультантов.
Маржинальность – это отношение маржи к выручке. Данное понятие оценивается только в относительном выражении (в процентах). Маржинальность позволяет оценить эффективность компании в продажах товара или оказании услуг. Именно доля маржи к 1 рублю выручки позволяет достоверно сравнивать эффективность разных периодов (чаще всего для оценки используют месяц). Маржинальность важна и потому, что абсолютные цифры редко отражают состояние компании.
Маржинальность признана самым наглядным показателем, позволяющим оценивать динамику жизни бизнеса. Зависимость всегда прямая: чем сильнее и быстрее растет маржинальность, тем продуманнее развивается бизнес (по причине высокой налаженности связующих элементов цепи). Если фактическая маржинальность немного отклоняется от предполагаемой (запланированной) – значит, система работает в штатном режиме, но для «экспансии» придется еще потрудиться. А вот постоянно снижающаяся маржинальность должна настораживать, потому что говорит о тактических ошибках в организации дела или наличии внешних причин потери денег.
В идеале определять маржинальность нужно еще до открытия дела. Усредненную маржинальность следует подсчитать при определении предмета и объекта бизнеса. При построении финансовой модели нужно опираться и на фактические показатели. Так, один уровень маржинальности может по-иному оцениваться в разных регионах. Например, маржинальность бизнеса в Москве и Смоленске будет существенно отличаться.