Широкое распространение морской нефтегазодобычи имеет свои негативные стороны, в частности загрязнение. Об основных источниках этого явления, масштабах и губительных последствиях для окружающей среды говорят общеизвестные факты и тревожные события последних лет 70-х годов.
К числу наиболее распространенных причин загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами следует отнести аварии крупнотоннажных танкеров, сообщения о которых периодически появляются на страницах зарубежной и отечественной печати. Огромным источником загрязнения является слив остатков нефти из танкеров и отстойников морских судов. Нередки выбросы и прорывы нефти при авариях на разведочных и эксплуатационных морских буровых. Возможны также повреждения нефтехранилищ в море, проникновение нефти в морскую среду из поврежденных или некачественных участков трубопроводов, а также иными путями.
Подсчитано, что при очистке танкеров теряется около 1% нефти от общего тоннажа перевозок. Так, если общий ежегодный объем перевозок морским транспортом составит 1000 млн. т, то при очистке танков будет потеряно 10 млн. т нефти и нефтепродуктов. Вместе с тем 12 млн. т слитой в море нефти достаточно, чтобы покрыть пленкой площадь, равную Атлантическому и Северному Ледовитому океанам, вместе взятым.
Такие меры, как разрешение на откачку балластных вод не ближе 30—100 миль от берега, не решают проблемы ликвидации загрязнения моря, а только несколько уменьшают опасность попадания нефти и нефтепродуктов в пределы береговой черты. К тому же эти правила часто нарушаются, и балластные воды с высоким содержанием нефти выкачиваются из судов непосредственно у побережья, а иногда и в пределах самой гавани.
Мы благодарим компанию Троссантех (производство сантехтросов) за возможность опубликовать эту статью!
Попадающая в море нефть перемещается течениями, ветром и волнами на огромные расстояния и загрязняет большие участки морской поверхности. В результате волнового перемешивания происходит эмульгирование нефти (дробление на мельчайшие устойчивые капли) и проникновение ее в глубинные слои моря и донные отложения. В некоторых местах, особенно в портах, количество нефти и нефтепродуктов в донных осадках превышает 20% от сырого веса донных отложений. При волновом перемешивании накопившаяся в донных осадках нефть снова попадает в поверхностные слои и служит источником вторичного загрязнения морской воды.
В связи с ростом тоннажа танкеров и других морских судов увеличивается вероятность попадания нефти в морскую воду при их повреждениях. При внезапном попадании нефти в воду сразу в больших количествах, как это бывает при авариях танкеров, возникают особенно катастрофические последствия для морской среды. В результате нефтяного загрязнения изменяются существующие в море пищевые связи, нарушаются пути миграции рыб, угнетается морская растительность, гибнет планктон.
Вот один из недавних примеров. 16 марта 1977 г. у берегов западной Франции у местечка Порсаль произошла крупная морская катастрофа. Здесь в результате отказа рулевого управления потерпел аварию супертанкер «Амоко Кадис». Из Бреста к нему поспешил западногерманский буксир «Пасифик». Погода стояла тихая, и были заведены троса для оказания помощи. Однако капитаны, как говорят, «не сошлись в цене». Переговоры с хозяином танкера — американцем, затем с англо-голландской фирмой «Шелл», чья нефть была в трюмах «Амоко», затянули время. Подул ветер, и когда буксир дал ход, лопнули туго натянутые тросы. Начался дрейф многотысячной громады, который закончился вечером, когда корабль в результате столкновения с рифами раскололся. Вертолетчики сняли экипаж потерпевшего бедствие танкера. Из лопнувших трюмов пролилась нефть.
Катастрофа стала бедствием для берегов Франции. По словам очевидца — корреспондента «Литературной газеты» Л. Замойского, нефтью покрылись прибрежные скалы, на десятки километров почернели пляжи. За несколько дней природе был нанесен непоправимый урон — гибли рыба и птицы, становились ядовитыми съедобные ракушки, которые разводили в заливах местные жители, от о-ва Уэсан ушли тюлени. Черный прибой лизал подножья замков.
Никто не был подготовлен к такой катастрофе — танкер вез 230 тыс. т нефти. Из-за скал и рифов в районе аварии другие танкеры не могли подойти и выкачать из трюмов оставшуюся часть нефти. Пришлось применить бомбардировку остатков танкера с вертолетов. На берегу трудились сотни солдат, матросов, добровольцев из местных жителей, рыбаков. Нефть черпали ведрами, загрязненный грунт сгребали бульдозерами. По мнению ученых, не меньше пяти лет потребуется морю, чтобы преодолеть последствия этой грандиозной катастрофы.
Не менее серьезную опасность представляют аварии на действующих морских нефтепромыслах. Так, 22 апреля 1977 г. при подъеме труб из скважины на платформе «Браво» месторождения «Экофиск» в Северном море начала фонтанировать некаптированная нефтяная скважина. Выброс нефти достигал 4 тыс. м3 в сутки. Добыча на других платформах в районе месторождения была прекращена, а команда из 122 человек эвакуирована. Нефть, фонтанирующая из скважины, разлилась гигантским черным покрывалом на площади 3,22 тыс. км2 (с густой нефтяной фракцией черной окраски в центре на площади 280 км2 и с легкими фракциями нефти по периферии). Пятно нефти находилось на расстоянии 240 км от Норвегии, 260 км — от Дании и 334 км — от Англии.
На ликвидацию аварии и ее последствий были израсходованы огромные материальные и трудовые ресурсы. Для охлаждения платформы водой использовали пожарное судно; применили оборудование для заглушки скважины буровым раствором, буровую установку — для проводки аварийной скважины.
В районе действовали суда для сбора нефти с поверхности моря. Подобные катастрофы свидетельствуют о том, что самое современное оборудование и совершенные средства навигационного обеспечения не исключают аварий крупнотоннажных танкеров, буровых установок и трубопроводов со всеми вытекающими пагубными последствиями для окружающей флоры и фауны.
Вредоносное действие нефти и нефтепродуктов на морские организмы известно давно, но научно обоснованные практические рекомендации по охране морских организмов от нефтяного загрязнения до настоящего времени отсутствуют. В загрязненном море гибнут не только мелкие морские организмы и рыбы — уходят из таких районов или погибают крупные морские животные и птицы. Подсчитано, что только в Англии ежегодно гибнет 50— 250 тыс. водоплавающих птиц.
Повышенной чувствительностью к загрязнению морской воды обладают устрицы, моллюски. Опыты, проведенные в лаборатории, показали: относительно стойки к нефтяному загрязнению только некоторые виды ракообразных, но и их личинки гибнут уже при содержании 0,1 мл нефти в 1 л воды. Губительно воздействует нефть и нефтепродукты на рыб. Установлено, что наибольший токсичный эффект наступает при эмульгировании нефти и мазута.
Серьезной опасности подвергается икра рыб, которая находится на поверхности моря и пассивно перемещается морскими течениями. Некоторые икринки остаются жизнеспособными при концентрации нефтепродуктов в 0,001 мл/л, но выклюнувшиеся из них личинки имеют различные аномалии в развитии (в основном — искривление тела) и нежизнеспособны. Это говорит о высокой чувствительности развивающейся икры к углеводородному загрязнению воды.
Советские ученые выявили одну из причин губительного влияния нефтяного загрязнения на морские организмы. Оказалось, что поверхностный слой моря на рубеже двух океанов — воздушного и водяного — густо населен различными морскими организмами — нейстоном. Здесь обнаружен новый мир живых существ, обитающих в этом тонком слое. В нем обнаружена и икра некоторых видов рыб, например черноморской, азовской и каспийской кефали. Выяснилось, что плавательный пузырь у них открыт только несколько суток после выхода мальков из икры. Позднее он закрывается — зарастает. В течение этого короткого срока мальки обязательно должны подняться к поверхности воды и заглотнуть пузырек атмосферного воздуха, чтобы заполнить им плавательный пузырь. В опыте, когда поверхность воды была загрязнена тонкой нефтяной пленкой, мальки, не сумев глотнуть воздуха и заполнить пузырь, погибали.
Микроскопические планктонные водоросли, составляющие основу первичной продукции моря, гибнут при содержании нефтепродуктов в концентрации 1 —10 мг/л. Казалось бы, в результате перемещения нефтяных пятен по поверхности моря контакт планктонных водорослей с нефтью кратковремен, однако опыты показывают, что уже после нескольких минут пребывания планктонных организмов в воде с примесью нефти они теряют способность к размножению и гибнут даже при немедленном перемещении их в чистую воду.
Все это говорит о том, что в наши дни недостаточно любви к морю, изучения его в том виде, в каком оно подарено нам. природой. По-видимому, назрела необходимость в возникновении новой области науки — технической океанографии, исследующей процессы в море в тесном взаимодействии с современной техникой и технологией. Нужны эффективные средства и методы борьбы с вредными последствиями неразумного потребительского отношения к использованию богатств Мирового океана и меры активной борьбы за их реализацию.