Все о полезных ископаемых

 Для учителей. Урок: «Зимняя пора. Природные ресурсы нашей страны»

Данный материал предназначен для для школьных учителей.

Цель урока: подвести итоги наблюдений за зиму, выявить особенности зимы этого года и характерные признаки зимы вообще.

Оборудование: «Дневники наблюдений», календари природы и труда, пособия, использованные при изучении темы, фотографии, рисунки изделий или сами изделия местных предприятий.

Ход урока. По заданиям учителя к уроку уже подведены итоги наблюдений по зимним месяцам и данные занесены в таблицу, помещенную в «Дневниках наблюдений». Эта работа выполнялась учащимися по истечении каждого месяца. Обобщение наблюдений начинается с предложения учителя вспомнить признаки начала и окончания зимы. По этим признакам определяется продолжительность зимы в этом году. Затем по результатам наблюдений составляется краткая характеристика погоды каждого месяца, проводится сравнение погоды разных месяцев и делается вывод, какой из зимних месяцев был самым холодным, в каком наблюдались самые сильные оттепели, в каком выпало больше снега, какой месяц был самым солнечным, чем погода начала зимы отличается от погоды конца зимы. Далее проводится сравнение погоды зимы этого года с погодой зимы прошлого года и делается вывод: более суровая, более теплая или такая же, как и в прошлом году была зима. В ходе выяснения отличительных признаков зимней погоды надо остановиться и на некоторых взаимосвязях: почему зимой осадки выпадают в виде снега? Почему снег зимой не тает? Как связано выпадение осадков с облачностью? Как связаны особенности погоды с направлением ветра? Далее по наблюдениям выясняется состояние водоемов зимой, связь этого состояния с температурой воздуха, проводится сравнение наблюдений за водоемами в этом и прошлом году. По результатам наблюдений выясняется состояние растений зимой, связь этого состояния с особенностями зимней погоды, а также жизнь животных, прежде всего птиц, зимой. В течение зимы велись наблюдения за трудом людей. В беседе по результатам этих наблюдений можно остановиться на следующих моментах: какие зимние виды труда выполняют люди на улицах города, села? Сельским детям можно предложить еще один вопрос: какие работы проводят люди зимой на полях? (Проводят снегозадержание, вывозят удобрения.) Городским детям учитель сам рассказывает об этом. В заключение составляется характеристика зимы этого года, выделяются ее основные признаки, которые сравниваются с признаками, отмеченными в прошлом году. На обобщение зимних наблюдений достаточно отвести часть урока, так как эта работа учащимся хорошо знакома, да и сами признаки в каждой данной местности не могут быть резко отличными от признаков прошлого года, поэтому и содержание обобщений тоже знакомо учащимся.

Вторая, желательно большая часть урока отводится на обобщение знаний по теме «Природа нашего края». В заключение этой части урока дети должны ответить на вопрос: что дает наш край стране? Учащиеся уже повторили тему, поэтому основным методом работы на уроке является беседа, в ходе которой учитель демонстрирует некоторые наглядные пособия, использованные при изучении темы. Предлагаем примерные вопросы для этой беседы: какова поверхность местности нашего края? Какие полезные ископаемые добываются в нашей области? Как используются добываемые в нашей области полезные ископаемые? Где используется продукция предприятий, работающих на местных полезных ископаемых? (Строительные материалы —- в строительстве, электроэнергия — в промышленности, в быту, удобрения — в сельском хозяйстве, посуда — в быту.) Учитель дополняет, что некоторые полезные ископаемые и продукция, получаемая при их переработке, вывозятся за пределы области. Приводятся конкретные примеры. В ходе этой беседы следует не просто перечислить существующие в области промышленные предприятия, но и по возможности выяснить, чем обусловлено развитие той или иной отрасли промышленности. Например, в области работает крупный стекольный завод, так как есть большие запасы песка, и т. п. 

Несомненно, надо рассказать, хотя бы в плане перечисления, какие другие отрасли промышленности развиты в данной области. Необходимо остановить внимание учащихся и на такой отрасли, как сельское хозяйство. Здесь беседу можно построить по следующим вопросам: вспомните, какие растения выращивают на полях нашей области. Почему в нашей области выращивают именно эти культурные растения? (Равнинный рельеф, достаточно благоприятные почвы, потребности ближайшего города и т. п.) Куда идет урожай полей? Учитель, обобщая ответы детей, делает необходимые дополнения в зависимости от особенностей своего края. Если продукция сельского хозяйства вывозится за пределы области, то следует кратко остановиться на этом, привести конкретные, особо яркие примеры. В заключение делается вывод, в котором должны быть отражены следующие основные моменты: какие виды хозяйства развиты в нашей области? Почему развиты именно эти виды хозяйства? (Здесь должна быть установлена прежде всего связь с природными условиями края.) Куда и какую продукцию поставляет наша область?

Домашнее задание. Если учащиеся хорошо усвоили материал темы, задание на уроке может быть ограничено только наблюдениями. Возможны задания по повторению отдельных вопросов темы либо индивидуально отдельным учащимся по повторению ранее пройденного материала.

www.kupi-othodov.ru


You have no rights to post comments

Контактная информация

О сайте

Наш сайт посвящен любым полезным ископаемым, а также описанию различной техники. Копирование материалов разрешено при указании обратной ссылки на сайт www.x-mineral.ru