Полезные ископаемые

Перспективными для разработки считаются залежи конкреций и металлоносных илов в глубоководных впадинах. Конкреции преимущественно встречаются на глубине 4—6 тыс. м; металлоносные илы обнаружены в некоторых разломах земной коры на дне океанов и морей при глубине около 2 тыс. м. Для разработки выбирают месторождение конкреций, залегающих на поверхности дна в виде монослоя, и металлоносные илы, заполнившие донные трещины и впадины слоем в несколько десятков метров. Эти отличия в характере залегания месторождений двух типов влияют на выбор конструкции добычных установок. В то же время и конкреции, и металлоносные илы залегают в грунтах, которые сравнительно легко подвергаются рыхлению и черпанию. Все это говорит о том, что и те и другие могут разрабатываться однотипными установками, основные отличия которых будут заключаться в конструкции грунтозаборного органа и в длине подъемных устройств.

Принципиальные технические решения по созданию установок для добычи конкреций были предложены в 60-х годах как в нашей стране, так и за рубежом. Позднее появились предложения по установкам для разработки металлосодержащих илов.

Механическая система предусматривала опускание на тросе драги-волокуши (трала), черпание со дна океана конкреций и подъем заполненного ковша на поверхность. Гидравлическая система требовала наличия придонного собирающего устройства с насосами, которое собирало конкреции, всасывало их в смеси с водой и перекачивало по трубопроводам на добычное судно. Добычу конкреций по замыслу конструкторов можно было также вести из автономных аппаратов (типа подводных лодок). Металлосодержащие илы предполагалось добывать установками эрлифтного и насосного типов.

В 70-е годы число патентов, проектов и идей глубоководных установок значительно возросло. Во многих странах были начаты экспериментальные работы по созданию макетов и опытных образцов собирающих устройств, подъемных установок и соответствующей аппаратуры.

Эрлифтную установку опускают с плавсредства при помощи мачтового основания и грузоподъемных средств. По дну непосредственно под плавсредством движется собирающее устройство, соединенное с наклонным участком трубопровода, компенсирующего вертикальные перемещения основного гидроподъемного става труб. В месте соединения находится шаровой шарнир. Вертикальный став подвешен к мачтовому основанию также на амортизирующей подвеске. Сжатый воздух по вспомогательному трубопроводу подводится к промежуточным коллекторам на глубине, ограниченной техническими возможностями компрессоров (не более 2 тыс. м от поверхности моря). В нижнем участке трубопровода (от собирающего устройства до коллектора) гидросмесь движется благодаря прокачкам сжатого воздуха в верхнем участке. Собранная эрлифтная установка опускается через устроенный в средней части судна колодец, над которым установлена специальная мачта. Подъемная часть трубопровода состоит из секций переменного диаметра, увеличивающегося по мере приближения к поверхности моря. Эта необходимость вызвана свойством воздуха расширяться по мере уменьшения давления.


You have no rights to post comments

Контактная информация

О сайте

Наш сайт посвящен любым полезным ископаемым, а также описанию различной техники. Копирование материалов разрешено при указании обратной ссылки на сайт www.x-mineral.ru